О признании лица инвалидом (из судебной практики)

Определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Минтруда России и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Установление инвалидности и признание лица инвалидом не относится к компетенции судебных органов.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2016 г. № 14-KI15-22

(Извлечение)

Судом было установлено, что Н. проходил во­енную службу в Вооруженных Силах РФ. Прика­зом командира войсковой части от 15 августа 2013 г. истец уволен в запас на основании подп. “б” п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанно­сти и военной службе” по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комис­сией ограниченно годным к военной службе. Н. являлся ветераном боевых действий, общая про­должительность его военной службы в календар­ном исчислении по состоянию на день увольне­ния в запас составила 16 лет 14 дней.

Согласно свидетельству о болезни, выданно­му военно-врачебной комиссией, истцу в период прохождения службы было установлено заболе­вание, которое признано военной травмой, полу­ченной в период прохождения военной службы.

Истец обратился в бюро медико-социальной экспертизы № 30 ФКУ “Главное бюро меди­ко-социальной экспертизы по Воронежской об­ласти” Минтруда России с заявлением о проведе­нии медико-социальной экспертизы для уста­новления ему группы инвалидности. Решением указанного учреждения медико-социальной экс­пертизы от 13 марта 2014 г. Н. было отказано в признании его инвалидом по причине незначи­тельности расстройств функций организма, ко­торые не приводят к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности истца.

Не согласившись с данным решением, Н. об­жаловал его в ФКУ “Главное бюро медико-соци­альной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России.

Медико-социальной экспертизой экспертно­го состава № 2 ФКУ “Главное бюро медико-со­циальной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России признано законным ранее вы­несенное решение об отсутствии оснований для установления истцу инвалидности.

Решением экспертного состава № 14 смешан­ного профиля ФГБУ “Федеральное бюро меди­ко-социальной экспертизы” Минтруда России Н. также было отказано в установлении группы инвалидности.

Оспаривая указанные выше решения бюро медико-социальных экспертиз, истец просил суд назначить судебную медико-социальную экспер­тизу для установления ему III группы инвалидно­сти в связи с военной травмой.

Определением суда первой инстанции по делу была назначена очная судебная медико-социаль­ная экспертиза в ФКУ “Главное бюро медико-со­циальной экспертизы по Тамбовской области” Минтруда России. При этом суд отказал истцу в выборе в качестве экспертного учреждения ООО “Бюро независимой медико-криминалистиче­ской экспертизы” ввиду отсутствия у последнего документов, подтверждающих возможность про­ведения им медико-социальной экспертизы.

Заключением медико-социальной эксперти­зы ФКУ “Главное бюро медико-социальной экс­пертизы по Тамбовской области” от 15 октября 2014 г. установлено, что не имелось оснований для определения группы инвалидности в связи с военной травмой истцу на момент освидетельст­вования в бюро медико-социальной экспертизы ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспер­тизы по Воронежской области” Минтруда Рос­сии, в ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России, экспертным составом № 14 смешанного профиля ФГБУ “Федеральное бюро медико-со­циальной экспертизы” Минтруда России.

По ходатайству представителя Н. по делу на­значена повторная комплексная судебная меди­ко-социальная экспертиза в ООО “Бюро незави­симой медико-криминалистической эксперти­зы”, в обоснование проведения которой суд пер­вой инстанции указал на имевшиеся объектив­ные противоречия и сомнения в правильности заключения судебной медико-социальной экс­пертизы от 15 октября 2014 г.

Заключением повторной судебной эксперти­зы от 17—29 декабря 2014 г., проведенной ООО “Бюро независимой медико-криминалистиче­ской экспертизы”, было установлено, что на мо­мент освидетельствования в бюро медико-соци­альной экспертизы № 30 ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России, в ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воро­нежской области” Минтруда России, эксперт­ным составом № 14 смешанного профиля ФГБУ “Федеральное бюро медико-социальной экспер­тизы” Минтруда России имелись основания для определения Н. инвалидности в связи с военной травмой.