О признании лица инвалидом (из судебной практики)
- Подробности
- Опубликовано: 31.07.2017 06:46
Определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Минтруда России и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы. Установление инвалидности и признание лица инвалидом не относится к компетенции судебных органов.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2016 г. № 14-KI15-22
(Извлечение)
Судом было установлено, что Н. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. Приказом командира войсковой части от 15 августа 2013 г. истец уволен в запас на основании подп. “б” п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Н. являлся ветераном боевых действий, общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении по состоянию на день увольнения в запас составила 16 лет 14 дней.
Согласно свидетельству о болезни, выданному военно-врачебной комиссией, истцу в период прохождения службы было установлено заболевание, которое признано военной травмой, полученной в период прохождения военной службы.
Истец обратился в бюро медико-социальной экспертизы № 30 ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы для установления ему группы инвалидности. Решением указанного учреждения медико-социальной экспертизы от 13 марта 2014 г. Н. было отказано в признании его инвалидом по причине незначительности расстройств функций организма, которые не приводят к ограничению ни одной из основных категорий жизнедеятельности истца.
Не согласившись с данным решением, Н. обжаловал его в ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России.
Медико-социальной экспертизой экспертного состава № 2 ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России признано законным ранее вынесенное решение об отсутствии оснований для установления истцу инвалидности.
Решением экспертного состава № 14 смешанного профиля ФГБУ “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” Минтруда России Н. также было отказано в установлении группы инвалидности.
Оспаривая указанные выше решения бюро медико-социальных экспертиз, истец просил суд назначить судебную медико-социальную экспертизу для установления ему III группы инвалидности в связи с военной травмой.
Определением суда первой инстанции по делу была назначена очная судебная медико-социальная экспертиза в ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области” Минтруда России. При этом суд отказал истцу в выборе в качестве экспертного учреждения ООО “Бюро независимой медико-криминалистической экспертизы” ввиду отсутствия у последнего документов, подтверждающих возможность проведения им медико-социальной экспертизы.
Заключением медико-социальной экспертизы ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Тамбовской области” от 15 октября 2014 г. установлено, что не имелось оснований для определения группы инвалидности в связи с военной травмой истцу на момент освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России, в ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России, экспертным составом № 14 смешанного профиля ФГБУ “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” Минтруда России.
По ходатайству представителя Н. по делу назначена повторная комплексная судебная медико-социальная экспертиза в ООО “Бюро независимой медико-криминалистической экспертизы”, в обоснование проведения которой суд первой инстанции указал на имевшиеся объективные противоречия и сомнения в правильности заключения судебной медико-социальной экспертизы от 15 октября 2014 г.
Заключением повторной судебной экспертизы от 17—29 декабря 2014 г., проведенной ООО “Бюро независимой медико-криминалистической экспертизы”, было установлено, что на момент освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы № 30 ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России, в ФКУ “Главное бюро медико-социальной экспертизы по Воронежской области” Минтруда России, экспертным составом № 14 смешанного профиля ФГБУ “Федеральное бюро медико-социальной экспертизы” Минтруда России имелись основания для определения Н. инвалидности в связи с военной травмой.