Подборка ответов на правовые вопросы инвалидов

Уважаемые пользователи сайта! Предлагаем вашему вниманию подборку наиболее часто встречающихся вопросов, задаваемых инвалидами, с ответами на эти вопросы. Подборка подготовлена незрячим юристом Д.Р. Зариповым.

1. Какой продолжительности ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется инвалидам?

В соответствии с частью второй статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации «ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Таким федеральным законом, в соответствии с которым инвалидам предоставляется удлинённый ежегодный оплачиваемый отпуск, является Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со статьёй 23 указанного закона «инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней».

 

2. Какой продолжительности отпуск без сохранения зарплаты может быть предоставлен инвалидам?

Порядок и условия предоставления отпусков без сохранения заработной платы регламентированы статьёй 128 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с указанной нормой работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы работающим инвалидам продолжительностью до 60 дней в году.

 

3. Какова продолжительность рабочего дня инвалида?

В соответствии со статьёй 92 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, являющихся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени 35 часов в неделю. Аналогичная норма содержится в статье 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. В ней, однако, законодатель подчёркивает, что, не смотря на сокращённую продолжительность рабочего времени за инвалидом I и II группы сохраняется полный размер оплаты труда.

 

4. Может ли инвалид быть направлен в служебную командировку?

Никаких ограничений Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ не содержат. Следовательно, по общему правилу, инвалид, как и другие работники, может быть направлен в служебную командировку. Ограничения на направление инвалида в служебную командировку могут быть установлены только Индивидуальной программой реабилитации инвалида, ибо в соответствии с ч. 1 статьи 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ «инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

 

5. Может ли инвалид работать на рабочем месте с вредными условиями труда?

Никаких ограничений в Трудовом кодексе Российской Федерации на этот счёт не имеется. Как и все работники, инвалид, занятый на рабочем месте с вредными условиями труда, обязан проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, предусмотренные частью 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации. По итогам такого осмотра инвалиду может быть запрещена работа на рабочем месте с вредными условиями труда. Запрет, может также содержаться в Индивидуальной программе реабилитации, требования которой в соответствии с частью 1 статьи 23 и ч. 2 статьи 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, обязательны для работодателя.

 

6. Может ли инвалид привлекаться к сверхурочным работам?

В соответствии со статьёй 99 Трудового кодекса Российской Федерации привлечение к сверхурочной работе инвалидов допускается только с их письменного согласия и при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья, в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. При этом инвалиды под роспись должны быть ознакомлены со своим правом отказаться от сверхурочной работы.

 

7. Может ли инвалид привлекаться к работам в ночное время?

В соответствии со статьёй 96 Трудового кодекса Российской Федерации инвалиды и работники, имеющие детей-инвалидов, могут привлекаться к работе в ночное время (с 22:00 до 6:00) только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время. Противопоказания к работе в ночное время могут содержаться в Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Что касается письменного согласия работника-инвалида на его привлечение к работе в ночное время, то, полагаем, что оно может быть получено как для однократного привлечения к такой работе, так и для постоянного привлечения, например, для работы в сменном графике, включающем ночные смены.

 

8. Может ли инвалид по зрению I группы быть поставлен на учёт в центр занятости в качестве безработного?

В соответствии со статьёй 3 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» лицо, являющееся инвалидом, может быть поставлено на учёт в качестве безработного в органы службы занятости населения по предъявлении им паспорта, трудовой книжки, документов, подтверждающих квалификацию, справки о заработной плате по последнему месту работы за последние 3 месяца, и, дополнительно, Индивидуальной программы реабилитации, содержащей трудовые рекомендации. Такой же перечень документов закреплён в п. 4 «Правил регистрации безработных граждан», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891. Особо подчеркнём, что инвалидность гражданина не освобождает его от обязанности являться на перерегистрацию в органы службы занятости.

 

9. Может ли работающий инвалид по зрению I группы с детства получать дополнительную денежную выплату в размере 1200 рублей?

Строго говоря, указанные выплаты назначаются не самому инвалиду, а трудоспособному неработающему лицу, осуществляющему уход за ним (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах, лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы». Считать эту выплату своей инвалиду с детства I группы позволяет то обстоятельство, что в соответствии с п. 3 вышеупомянутого указа «ежемесячные выплаты производятся к установленной ребёнку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним». Ни сам названный Указ Президента, ни конкретизирующие его Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы», утверждённые Постановлением Правительства от 02.05.2013 № 397, не содержат каких-либо ограничений на получение ежемесячной денежной выплаты в том случае, когда инвалид работает. В п. 12 вышеназванных правил среди обстоятельств, с которыми связывается прекращение выплаты, поступление на работу инвалида с детства I группы, не названо. Таким образом, исходя из содержания двух вышеназванных нормативно-правовых актов работающий инвалид I группы по зрению может получать дополнительную ежемесячную денежную выплату в размере 1200 рублей.

Внимание, будьте осторожны, вопросы установления ежемесячных денежных выплат лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, не являющимся инвалидом с детства, регламентируются другими нормативно-правовыми актами с несколько отличающимися правилами.

 

10. При каких условиях не работающий инвалид по зрению, не являющийся инвалидом с детства, I группы имеет права на дополнительную денежную выплату в размере 1200 рублей?

Указанные выплаты устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами». Строго говоря, именно лицу, осуществляющему уход, такая выплата и устанавливается. Считать её собственной инвалиду позволяет то обстоятельство, что в соответствии с п. 3 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, за исключением инвалидов с детства I группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343, «компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии». То есть, фактически, выплату получает сам инвалид. В отличие от дополнительных выплат, устанавливаемых лицам, осуществляющим уход за инвалидом с детства I группы и детьми-инвалидами, вышеназванная выплата строго привязана к критерию трудоспособности лица, за которым осуществляется уход. Одновременное получение компенсационной выплаты и осуществление оплачиваемой работы исключается. Об этом, в частности, свидетельствует подпункт «Д» пункта 9 вышеуказанных Правил, в соответствии с которым осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы. Существующая судебная практика исходит из того, что выплата прекращается не только в случае заключения трудового договора, но и в случае выполнения работы по гражданско-правовому договору. В случае, если инвалид или лицо, осуществляющее уход, скрыл факт постоянной работы от органов по назначению и выплате пенсии, компенсационная выплата может быть взыскана по решению суда как неосновательное обогащение.

 

11. В каком порядке и в какие сроки выплачивается компенсация за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации?

Сама возможность получения компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации предусматривается ч. 5 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждён Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 № 57н. В соответствии с данным документом (п. 6 порядка) «решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации». В соответствии с п. 5 того же порядка «выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения, путём почтового перевода или перечисления средств на счёт, открытый инвалидом в кредитной организации». Таким образом, общий срок не может быть более двух месяцев. В указанный период не засчитывается время, необходимое кредитной организации для перечисления денежных средств на счёт инвалиду.

 

12. В каком размере выплачивается компенсация за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации?

В соответствии с ч. 6 ст. 11 и ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ компенсация выплачивается в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации или оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации или оказанной услуги, предоставляемых уполномоченными органами.

Стоимость же технических средств реабилитации определяется уполномоченными органами в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как правило, на основании конкурентных процедур (конкурс, аукцион, запрос котировок). В соответствии с нормами указанных правил уполномоченные органы должны предоставлять инвалиду информацию о ценах, по которым приобретаются им технические средства реабилитации или реабилитационные услуги. Таким образом, если стоимость плеера с флэш-картой в Ивановской области по итогам закупок для обеспечения нужд Управления Федерального Фонда социального страхования составляет 13500 руб., а инвалид приобрёл тоже устройство за 15000 руб., то компенсированы ему будут лишь 13500 руб. Если же инвалид приобрёл то же устройство за 11000 руб., то компенсирована ему будет стоимость устройства, по которой он его фактически приобрёл. Следует обратить внимание также на то, что право на получение компенсации возникает лишь в том случае, когда у инвалида имеется право на получение соответствующего устройства. Право на получение компенсации отсутствует, например, в том случае, когда запись о необходимости предоставления соответствующего устройства отсутствует в Индивидуальной программе реабилитации инвалида, либо ещё не истёк срок использования ранее выданного технического средства реабилитации. В последнем случае документы подтверждающие приобретение технического средства реабилитации должны быть получены по окончании срока использования ранее выданного или ранее приобретённого технического средства реабилитации.

 

13. Существуют ли в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании» льготы при поступлении инвалидов в вуз?

Особые права при приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета (программам высшего профессионального образования) установлены статьёй 71 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Инвалиды I и II группы могут воспользоваться тремя видами особых прав (льгот) – а именно: приём в пределах установленной квоты при условии успешного прохождения вступительных испытаний (сдача на положительные оценки), преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях и приём на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций. Граждане могут воспользоваться особыми правами, подав по своему выбору заявление о приёме в одну образовательную организацию высшего образования, на одну, имеющую государственную аккредитацию образовательную программу высшего образования.

Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым, согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, имеют право на приём на обучение по программам бакалавриата и специалитета за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) бюджетов в пределах установленной квоты с использованием права на приём при условии успешного прохождения вступительных испытаний (сдачи на положительные оценки). В соответствии с частью шестой указанной статьи размер квоты не может быть менее 10% контрольных цифр приёма за счёт средств соответствующего бюджета.

Часть седьмая статьи 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает право детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, на приём на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета. Обучение на подготовительных отделениях за счёт бюджетных средств осуществляется не во всех образовательных организациях, а лишь в тех, которые указаны в специальном перечне, утверждаемом приказом Министерства образования и науки  Российской Федерации. В настоящее время действует перечень, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 15.04.2014 № 323. Правом на обучения на подготовительном отделении гражданин может воспользоваться однократно. Граждане, которые имеют право на обучение за счёт бюджетных средств на подготовительных отделениях в соответствии с частью 9 статьи 71 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пользуются преимущественным правом зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях независимо от факта обучения на подготовительных курсах какого-либо образовательного учреждения.

 

14. На каких условиях инвалидам по зрению может быть предоставлен участок для осуществления жилищного строительства?

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ «инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства». Указанная норма не решает вопроса о том, за плату или бесплатно должен предоставляться земельный участок для указанной цели. В соответствии с пунктом «К» части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в сфере совместной компетенции Российской Федерации и её субъектов (республик, краёв, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения). По общему правилу, закреплённому в статьях 28 и 30 Земельного кодекса Российской Федерации, участки для жилищного строительства предоставляются за плату с использованием процедуры торгов. Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации, часть вторая, устанавливает, что предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно, в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопрос о возмездном или безвозмездном предоставлении земельных участков для целей, указанных в статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не решён ни в Земельном кодексе, ни в иных федеральных законах. Следовательно, он может быть решён лишь в законах субъектов Российской Федерации. Такое право, в частности, установлено Законом Ярославской области от 27.04.2007 № 22-З. А, например, в Ивановской области в Законе Ивановской области от 31.12.2002 № 111-ОЗ такое право не предусмотрено. Что касается применения процедуры торгов в тех случаях, когда участок предоставляется за плату, то в судебной практике сложился подход, в соответствии с которым процедура торгов исключает возможность реализации преимущественного права на предоставление земельного участка, закреплённого в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (См., например, опубликованный в СПС «Гарант» «Обзор практики рассмотрения гражданских дел, по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренных судами за 2007 год и первое полугодие 2008 года», утверждённый коллегией по гражданским делам Калининградского областного суда). Таким образом, вопрос о том за плату или бесплатно предоставляется инвалиду участок для осуществления жилищного строительства и других целей, предусмотренных статьёй 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», решается в законодательстве субъекта Российской Федерации. При этом проведение конкурсов или аукционов исключается, поскольку использование этих процедур исключает возможность реализации инвалидом первоочередного права.

 

15. Вправе ли инвалид по зрению самостоятельно подписать кредитный договор или договор банковского вклада?

Да, вправе. Позиция работников банков, отказывающих инвалидам в праве на заключение таких договоров, обычно основывается на неверном истолковании п. 3 ст. 160 ГК РФ. В соответствии с данной нормой «если гражданин вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может собственноручно подписаться, то по его просьбе сделку может подписать другой гражданин. Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать её собственноручно». Речь идёт о возможности именно «Подписаться», что незрячий гражданин в принципе, может и должен уметь, а не о возможности прочитать содержание сделки, что может быть сделано и посторонним гражданином или работником банка.

 

16. Можно ли использовать факсимильную подпись при открытии банковского вклада?

К сожалению, такая возможность в настоящее время отсутствует. Действующее законодательство предусматривает лишь возможность осуществления операций с использованием аналогов собственноручной подписи по уже открытым банковским вкладам. В частности «Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты в кредитных организациях на территории Российской Федерации» от 24.04.2008 № 318-П в действующей на данный момент редакции в п. 3.3 устанавливает: «При приёме наличных денег от физических лиц, являющихся инвалидами по зрению, на приходных кассовых ордерах 0402008 допускается проставление указанными физическими лицами факсимильного воспроизведения их подписи с помощью средств механического или иного копирования (далее - факсимиле) в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В этом случае кассовый работник в присутствии кассового работника, на которого распорядительным документом кредитной организации возложены обязанности контроля за пересчётом наличных денег (далее - контролирующий работник) выполняет действия, установленные настоящим пунктом, а также проверяет наличие документа, подтверждающего факт установления инвалидности по зрению, сверяет факсимиле, проставленное физическим лицом, являющимся инвалидом по зрению, на приходном кассовом ордере 0402008 с образцом факсимиле, принятым кредитной организацией. Порядок принятия образца факсимиле для осуществления кассовых операций с указанными физическими лицами определяется кредитной организацией самостоятельно или соглашением сторон. Данный порядок должен предусматривать возможность заверения образца факсимиле подписью уполномоченного лица, определенного кредитной организацией». В отношении выдачи наличных денег в п. 5.4 указанного положения содержится следующая норма: «При выдаче наличных денег физическому лицу, являющемуся инвалидом по зрению, кассовый работник в присутствии контролирующего работника выполняет действия, установленные настоящим пунктом, а также проверяет наличие документа, подтверждающего факт установления инвалидности по зрению, и соответствие данных указанного документа и документа, удостоверяющего личность, сверяет факсимиле, проставленное физическим лицом, являющимся инвалидом по зрению, на расходном кассовом ордере 0402009 с образцом факсимиле, принятым кредитной организацией и заверенным подписью уполномоченного лица, определенного кредитной организацией». 21 июля 2014 года был принят Федеральный закон № 267-ФЗ, который вступит в силу по истечении 90 дней с момента его официального опубликования. Данный закон вносит изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, призванные обеспечить возможность инвалидам по зрению совершать самостоятельно некоторые виды сделок. В соответствии с данным законом Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации дополняется статьёй 14.1 следующего содержания:

«Статья 14.1. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи

При осуществлении кредитной организацией операций по приему, выдаче, размену, обмену наличных денежных средств либо при осуществлении юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, или индивидуальным предпринимателем (далее - субъект хозяйственной деятельности) операций по приему, выдаче наличных денежных средств инвалид по зрению вправе использовать при участии в осуществлении указанных операций факсимильное воспроизведение его собственноручной подписи, проставляемое с помощью средства механического копирования.

В целях реализации указанного права инвалид по зрению при осуществлении кредитной организацией операций по приему, выдаче, размену, обмену наличных денежных средств либо при осуществлении субъектом хозяйственной деятельности операций по приему, выдаче наличных денежных средств представляет:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) нотариальное свидетельство об удостоверении тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи, выданное в порядке, установленном законодательством о нотариате;

3) справку, подтверждающую факт установления инвалидности по зрению и выданную федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы, по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При осуществлении кредитной организацией операций по приему, выдаче, размену, обмену наличных денежных средств либо при осуществлении субъектом хозяйственной деятельности операций по приёму, выдаче наличных денежных средств работники кредитной организации или работники субъекта хозяйственной деятельности, определённые распорядительным документом кредитной организации или субъекта хозяйственной деятельности и не осуществляющие указанных операций, доводят до сведения инвалида по зрению в случае использования им факсимильного воспроизведения собственноручной подписи информацию о характере осуществляемой операции и сумме операции в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации». Как видим, и в данной норме речь идёт лишь о выдаче и приёме наличных денежных средств, то есть об операциях по уже открытому банковскому вкладу.

 

17. Имеет ли право инвалид при наследовании получить какую-либо часть наследственной массы, если всё имущество завещано другому лицу?

В соответствии со статьёй 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации «несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля)». Права на наследование обязательной доли, таким образом, имеют нетрудоспособные граждане (в том числе и инвалиды), находившиеся на иждивении наследодателя не менее года. Право может быть реализовано путём предъявления в суд иска о признании завещания частично недействительным. При этом, придётся доказать факт иждивения инвалида, то есть факт предоставления наследодателем средств к существованию.

 

18. Могут ли быть родители или супруги инвалидов их рукоприкладчиками?

Могут, ибо никаких ограничений на сей счёт ни статья 160 Гражданского кодекса Российской Федерации ни статья 44 Основ «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» не устанавливают.

 

19. Существуют ли какие-либо льготы по налогу на доходы физических лиц для инвалидов?

Никакие категории инвалидов не освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц. Однако, в соответствии с частью 2 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации инвалидам с детства, инвалидам I и II групп предоставляются стандартный налоговый вычет в сумме 500 рублей в месяц. То есть, указанная сумма при наличии у инвалида дохода, являющегося объектом обложения налогом на доходы физических лиц, налогом не облагается. Для предоставления такого вычета инвалид должен обратиться с заявлением по месту работы, к которому следует приложить копию документа, подтверждающего наличие инвалидности (копия справки МСЭ). Если у указанных категорий лиц имеются несовершеннолетние дети, то им дополнительно предоставляется вычет  на первого и второго ребёнка по 1400 рублей, на третьего и последующих – по 3000 рублей.

 

20. Существуют ли какие либо льготы при уплате земельного налога инвалидами по зрению? 

В соответствии со статьёй 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог относится к числу так называемых местных налогов, то есть налогов муниципальных образований. Соответственно решение о его введении, его ставки, льготы по нему определяются органами местного самоуправления. Исключения составляют города Федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, где соответствующие решения принимаются органами государственной власти этих городов. По указанной причине для того, чтобы понять имеются ли льготы по уплате земельного налога у инвалидов по зрению необходимо ознакомиться с соответствующими актами органов местного самоуправления, а в городах федерального значения с соответствующими законами этих городов. Обычно льготы устанавливаются. Например, Решением Ивановской городской думы от 11.10.2005 № 60 такие льготы в виде стопроцентного освобождения от уплаты земельного налога установлены подпунктом 3 пункта пять данного решения. Решением установлены и сроки обращения за предоставлением льготы. За ней необходимо обратиться до 30 января следующего налогового периода.

 

21. Существуют ли какие-либо льготы при уплате налога на имущество физических лиц инвалидами по зрению?

Налог на имущество физических лиц регламентирован Законом Российской Федерации № 2003-1 от 09.12.1991 г. «О налогах на имущество физических лиц». Несмотря на то, что статьёй 15 Налогового кодекса налог отнесён к числу местных, льготы по нему установлены непосредственно в указанном законе. В соответствии со ст. 4 данного закона инвалиды с детства, инвалиды I и II групп освобождаются от уплаты этого налога.

 

22. Существуют ли льготы для инвалидов при уплате государственной пошлины в связи с обращением в суд?

В соответствии с частью второй статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы инвалиды I и II  группы освобождаются от оплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции и к мировым судьям. Несколько различается в разных судах практика по вопросу о том, надо ли к исковому заявлению прикладывать ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, или достаточно лишь документа, подтверждающего инвалидность или его копии. Автор настоящей публикации рекомендовал бы прикладывать соответствующее ходатайство.

 

23. Существуют ли льготы при уплате государственной пошлины нотариусу за выдачу свидетельства о праве на наследство?

В соответствии со статьёй 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации инвалиды I и II группы освобождаются от уплаты государственной пошлины на 50% по всем видам нотариальных действий. Что касается вопросов наследования, то в соответствии с п. 5 части 1 указанной статьи от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются «физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании: жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты или долей в указанном недвижимом имуществе, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти».

 

24. Требуется ли нотариальное свидетельствование подписи инвалида на заявлении о государственной регистрации брака?

Нет, не требуется. Подобные требования работников ЗАГС основаны на неверном истолковании части 2 статьи 27 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». В соответствии с указанной нормой «в случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния или в многофункциональный центр для подачи совместного заявления, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. Подпись такого заявления лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершённой на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении». Если инвалид в состоянии сам явиться в в органы ЗАГС, многофункциональный центр или подать заявление через портал государственных и муниципальных услуг, то такое требование работников ЗАГС не основано на законе. Второй мотив, по которому инвалидам по зрению отказывают в праве самостоятельно подписать заявление о государственной регистрации брака – это часть третья статьи 160 ГК РФ, в соответствии с которой сделка может быть подписана рукоприкладчиком, если само лицо, совершающее сделку, не может её подписать. Применительно к данному мотиву вообще сомнительно является ли подача заявления о регистрации брака сделкой, Кроме того, даже если допустить такое предположение, речь идёт о возможности именно подписать, а не прочитать сделку. Третий мотив, на котором может быть основано такое требование, сводится к тому, что инвалид по зрению не самостоятельно заполняет бланк заявления, а лишь ставит на нём подпись. Относительно подобных аргументов следует сказать, что действующее законодательство нигде не предусматривает требования о собственноручном исполнении документа.